Влияние языческой культуры на христианское богословие и церковную практику
История нам говорит о том, что с самых своих истоков, христианство тесно соприкасалось с язычеством. Подтверждается это и тем, что христианство открыто для всех, во Христе нет ни эллина, ни иудея, и все новообращенные, воспитанные в язычестве, не имея возможности до конца изжить своих языческих корней, привносили каждый свое. Поэтому было бы ошибкой, отрицать влияния языческой культуры на Христианство в целом, и на его богословие и церковно-практическую деятельность в частности. Каким образом влияние языческой культуры сказалось на христианском богословии? Нам известно что большинство святых отцов и учителей церкви раннехристианской эпохи, получали образование у учителей-язычников, и через это становились причастниками языческой культуры. В своих творениях они часто используют термины и идеи, заимствованные у языческих философов, да и сама философия оказала влияние на их учение. Например, догматическое учение Тертуллиана, отчасти определяется влиянием стоической философии, в его догматико-полемических сочинениях нередко присутствует материалистический и сенсуалистический оттенок. Отцы александрийской школы богословия увлекались Платоном, а на богословствование антиохийцев оказывала влияние философия Аристотеля. В учении Климента Александрийского чуствуется влияние Филона, стоической философии и гностицизма. Многие моменты его учения впоследствии были отвергнуты. Учение Оригена все проникнуто идеями Платона и неоплатоников. Однако все эти примеры не ставят христианское богословие в зависимость от язычества. Они лишь говорят нам о рецепции христианством, некоторых сторон языческой мысли. А сущность этой рецепции такова, что христианство принимает всякую правду, которая в свете Христова учения не теряет своей истинности, и неважно то, что она была высказана язычником. Не так безобидно народное богословие. Почти всегда, догматическое знание у обычного человека восполняется урывками из язычества, что гораздо опаснее, так как христианин начинает уклоняться в язычество и ереси. Например, в средневековом народном фольклоре часто под Троицей понимается Богородица. Да и вообще, если народные поверхностные представления о Боге еще укладываются в рамки Церковного учения, то в вопросах о сущности Бога, крестьянская мысль заходит в тупик. Что касается церковной практики, то здесь также справедливо говорить о влиянии язычества. Противники христианства с давних времен часто говорили о языческих корнях почти всех обрядов Церкви. Например еретик Вигилянций говорил что такое обыденное для каждого христианина действие – возжжение свечей, по сути языческий обряд. Однако блж. Иероним ему возражает что “хоть и есть некоторое сходство, но только внешнее, смысл же мы вкладываем совсем иной. И если язычники верят в своих богов, то что же мы теперь не можем верить, чтобы не сказали что мы как язычники”. Но как гласит известная пословица дыма без огня не бывает, и такие нападки появлялись не на пустом месте. Как известно, наряду с христианством в Древней Руси, еще долго сосуществовало язычество, отсюда и появился термин “двоеверие”. Люди, приняв Христа, продолжали верить в языческих богов, немного спустя стали с ними отождествлять христианских святых – например, Перун - пророк Илья, Волос – Николай Чудотворец или святой Власий. Чувствуется влияние язычества и в наше время: сегодня например, присутствуют такие явления как различного вида обереги, браслеты с изображениями икон, которые можно встретить в церковных лавках. Все это способствует сохранению языческого влияния. И благодаря этому в народе бывают такие явления как закрывание зеркал в доме покойника, гадания в святочные дни, блины на масленицу, празднование языческих праздников (Хеллуина и т.п.)и т.п. Некоторые из этих обычаев в принципе безобидные, и не несут вреда человеческой душе, если совершаются в силу традиций, иные же дают повод задуматься о необходимости повышения уровня образования, как духовных школ, так и самих священников, уже вышедших за стены учебного заведения. Существует также проблема культов местночтимых святых, некоторых людей, после их смерти, народная молва наделяет сверхъестественными атрибутами, и человек, возможно и имеющий духовные заслуги, но еще не канонизированный Церковью, становится объектом поклонения. Таковы например: Андрей Ющинский, мальчик, живший в начале XX века, его тело нашли со множественными колотыми ранениями, и следователи приняли это за ритуальное убийство, что впоследствии было опровергнуто рядом экспертиз. Уже во время следствия стали писаться его иконы. Известны также Евгений Родионов, убитый в Чечне за нежелание снять нательный крест, “святой отрок” Вячеслав Крашенинников, мальчик, умерший от рака крови и якобы имевший дары пророчествования и целительства. Его культ очень активно проявляет себя на Южном Урале, на его могиле возведена часовня. Туда съезжается много паломников, которые берут там кусочки мрамора, носят их с собой или заливают водой, а затем эту “настойку” пьют. В Католицизме есть тоже целый ряд таких местночтимых святых например Хью Линкольнский и т.д. Все это происходит от того, что Христос, для простого человека непонятен, не в силу того, что Сам Христос хочет быть непонятным, а в силу невежества и простосердечия рядового христианина. Подытоживая вышесказанное можно сделать следующий вывод: Влияние язычества всегда было, есть и будет в христианской жизни, однако в сравнении с влиянием на богословие, влияние на церковную практику, в частности на внешние проявления веры т.е. обрядовые действия и т.п., видится в отрицательном свете и с этим влиянием надо бороться. А для этого следует переориентировать ресурсы Церкви как финансовые, так и силовые с политическо - пиарной стороны в сторону религиозного образования и просвещения.Отзывов: 0 / Написать отзыв