Судя по всему, название праздника родилось из созвучия слова "лён" женскому имени Олёна. Да и длинные светлые "льняные" волосы славянок, видимо, внесли свою лепту. К этому дню заканчивалась посевная по основным хлебным злакам – ржи и пшенице. И с 21 мая начинался посев овса, гречихи, конопли, а главное – основного «поставщика сырья» для славянского рукотворного текстиля - льна. Русь – не Гавайи, одежда здесь не менее важна, чем еда, поэтому это был еще и праздничный День совершения особого обряда - "Оленины-Ленничи", который гарантировал и обильный, и качественный урожай льна. Так или иначе, но если обычно сев – это сугубо мужская работа, то сегодня он был особенным, обрядовым. И немаловажную роль играли в нём женщины. Накануне они собирались в доме опытной местной ворожеи, хранительницы всяческих тайных знаний, и каждая приносила с собой пару яиц. Яйца запекали в печи, а потом в каждый мешочек с льняным семенем подкладывали по паре, да так, чтобы никому постороннему сие действо на глаза не попалось. В сам же день посева, взяв приготовленные мешочки, выходили мужчины на подготовленное поле и первым делом, вынув из торбы яйца, подбрасывали их как можно выше вверх. Чем выше яйца подлетят, тем выше за ними льняные стебли потянутся. Яйца съедали, а после начинали, собственно, работу. В некоторых местностях женское участие в посевной было еще более активным: они раздевались донага, имитируя крайнюю степень бедности, и так, в чем мать родила, помогали сеятелям. Считалось, лён увидит, что не имеют они даже одежды и пожалеет их, уродится высоким, даст длинное, белое и крепкое волокно. Поскольку всё, что связано с женскими рукодельными ремеслами, подпадает под покровительство Богини Макоши, то от неё же зависит рост и урожайность льна. К ней и обращались с просьбами обо всем, что могло на этот процесс повлиять: чтобы и дождик вовремя пошел, и вредители в посевах не завелись; мед, молоко, плоды ей в Требу приносили, обряды творили. Например, как только начиналось требление льна, одна из старых женщин, про которую известно, что у нее "рука лёгкая", выходила в ночное поле. Чтобы, надергав и связав небольшой льняной снопик, сказать специальный заговор, при этом трижды поставив и положив сноп на землю: Макошь - матушка! Помоги внучкам Даждьбожьим (имена женщин) Без скорби и болезни взять урожай. Будь им заступница от колдуна и колдуницы! Девки - черноглазки и бабы - простоволоски! Гой-Ма! Сказав слова заветные и прихватив заговоренный снопик, она крадучись, и стараясь не попасться никому на глаза, уходила с поля домой. Другой обряд помогал от нечистой силы, которая, поселяясь в посевах, мяла, ломала и вытаптывала лён. На заре нужно выйти в поле с посудиной льняного (или конопляного, если поле с коноплёй) масла и повернувшись поочередно на каждую Сторону Света, произнести заговор: На Восток: Мать Макошь - Льняница! Уйми ты всяку гадину нечистую От приворота и лихого дела! Гой-Ма! На Запад: Мать Макошь - Льняница! Прогони ты нечистую силу в бездны кипучия, В смолу горючую! Гой-Ма! На Юг: Мать Макошь - Льняница! Утоли ты все ветры полуденные со ненастью, Уйми пески сыпучие! Гой-Ма! На Север: Мать Макошь - Льняница! Уйми ты ветры полуночные со тучами, Сдержи морозы со метелями! Гой-Ма! После каждого из обращений из посуды выливают на поле часть масла прямо перед собой, в соответствии с направлением, на которое заговаривали. В конце обряда на том месте, где стояли, оставляют и саму посудину. ...По обычаю, в этот день девушки косы не плели, чтобы волосы были такими же, как добрый лен. Чтобы Олёна-льносейка поспособствовала умножению девичьей красы и гордости, выходили девицы на закате дня к трем дорогам, будто бы трепать и плести лён будущего урожая.
Отзывов: 0 / Написать отзыв