Традиционная культура славян богата разнообразными праздниками, обычаями и обрядами, связанными с природными циклами и религиозно-календарными периодами. Некоторые из этих праздников прочно вошли в церковный или народный быт и известны везде (Масленица, Коляда, Купала), другие — сохраняются в виде локальных традиций или не совсем подтверждённых исторически обрядов, которые ныне популярны в неоязыческих и фольклорных кругах. Один из таких «малоизвестных» или «реконструируемых» праздников — Воскресное Заговление 16 марта.
В общеупотребительных источниках (народном календаре) термин «заговенье» в основном ассоциируется с последним днём перед постом (например, перед Великим постом, когда люди «заговляются», перестают употреблять скоромную пищу). Однако, кроме официального церковного понимания, в ряде региональных традиций существовали свои «мелкие заговенья». Согласно некоторым фольклорным реконструкциям, 16 марта в некоторых местностях отмечали «Воскресное Заговление», когда проходил дополнительный обрядовый переход от зимы к весне, связанный с небольшими семейными или общинными мероприятиями.
В данной статье мы рассмотрим, что такое «Воскресное Заговление» 16 марта, почему оно может быть интересно любителям традиционной культуры, каковы основные действия и блюда, а также в каких источниках (или реконструкциях) находят упоминание о данном «позднем» зимне-весеннем празднике. Также обсудим, как сегодня можно отметить эту дату, сохранив смысловое ядро и не вступая в противоречие с фактически более «официальными» датами Масленицы или православного поста.
1. Откуда берётся дата 16 марта?
1.1. Понятие «Заговение»
В церковном лексиконе «заговение» (или «заговенье») — это канун поста, когда в последний день можно употреблять скоромную пищу (мясо, молоко, яйца). Например, «Мясопустное Воскресенье» — это «заговение на мясо», после чего в следующий понедельник уже нельзя мясное. Затем «Сыропустное Воскресенье» завершает разрешение на молочные продукты, переходя к строгому посту.
Однако иногда в народе термин «заговление» мог использоваться шире, обозначая «последний день» перед определёнными календарными ограничениями или обрядами. Могли быть местные заговения, приуроченные к переходу от зимнего стола к весеннему.
1.2. После Масленицы, перед строгим постом?
Если судить по церковному православному календарю, Великий пост может начинаться в разных числах (плавающая дата). В некоторых годах примерно 16 марта могли совпадать окончание «сырной седмицы» (Масленицы) и начало Поста. Но в большинстве случаев Масленица приходится на конец февраля — начало марта.
Существует гипотеза, что «Воскресное Заговление» 16 марта связано не столько с церковным постом, сколько с народными обрядами «позднего прощания с зимой». Возможно, это аллюзия на Комоедицу или «Первый блин» (14–15 марта), и кто-то закрепил дату 16 марта как «итоговая точка».
1.3. Реконструкции и неоязыческие календари
Современные неоязыческие или фольклорные активисты иногда выстраивают авторские календари, чтобы распределить обряды по конкретным числам. «Воскресное Заговление 16 марта» может быть одной из таких инициатив, призванных продлить праздничный цикл, завершить «сезон блинов». Как и в случае «Первого блина» 15 марта, эта традиция не всегда имеет подтверждённую историческую базу, но находит отклик у тех, кто ценит символизм.
2. Смысл «Воскресного Заговления» 16 марта
2.1. Прощание с зимней пищей и приветствие весны
Согласно некоторым описаниям, 16 марта рассматривается как «дополнительный» рубеж, когда люди окончательно отказывались от «зимних» блюд (жирного мяса, сохранённых запасов) и переходили к более «весеннему» рациону (зелень, свежие продукты по мере возможности). Это похоже на «малое заговение», где можно в последний раз устроить «небольшой пир», попрощавшись с холодным сезоном.
Не нужно путать это с официальным постом — это скорее фольклорное или «неконфессиональное» понимание воздержания, сопряжённое с природным окончанием запасов, сделанных осенью.
2.2. Ритуальное «очищение» и благословение будущих работ
В сельском хозяйстве март — время, когда начинают планировать посадки, готовят почву, инвентарь. «Воскресное Заговление» могло включать мини-обряды очищения дома (вымести зимнюю пыль, прогнать остатки морозов), а также поставить символические «просьбы к богам» о будущем урожае. При этом, если речь идёт о позднеязыческих обрядах, возможно, волхвы или старейшины делали мини-подношения (хлеб, блины, яйца) духам, окропляли поля водой.
2.3. Семейные традиции
Некоторые упоминают, что в этот день в семье собирались на «заговённый ужин», где упоминали ушедших родственников, просили у них поддержки на новый сезон. Такая «поминальная» нотка типична для многих проводных или переходных обрядов славян (ср. «Радуница» после Пасхи). Возможно, на 16 марта в отдельных деревнях связывали поминальные действия.
3. Как отмечали «Воскресное Заговление» (по реконструкциям)
3.1. Утреннее обрядовое приготовление
- Просыпаясь, хозяйка и домочадцы делали уборку, выметали сажу из печи, приговаривая: «С ветром уносится холод, с пеплом уходят беды».
- Готовили несложные блюда (блины, каши), часто без излишков мяса, считая этот день «вступлением» в умеренность.
3.2. «Заговение» на ужине
- Собиралась семья за столом. Главным символическим блюдом могли быть блины или оладьи, пироги с капустой, творогом. Мяса уже старались не подавать (по одним версиям), либо было немного для мужской части (по другим).
- Произносились «отпускные» пожелания зиме: «Благодарим за снег и лёд, за сохранённые запасы, теперь пусть солнце приходит!».
3.3. Маленькая чучела зимы
Иногда делалось небольшое чучело (не такое масштабное, как на Масленицу). Могли его или сжечь, или вынести на край поля и там оставить — символизируя «окончательное прощание» со снегами. И вновь, поскольку вся эта традиция не широко зафиксирована, детали могут отличаться.
4. Связь с народной и церковной традицией
4.1. Сосуществование с постом
Если Великий пост в тот год уже начался (что по православному календарю может случиться раньше 16 марта), то «Воскресное Заговление» выглядит «неофициальным». Оно может быть, по сути, не церковным, а чисто народно-обрядовым. То есть люди, желающие соблюдать пост, всё равно могут участвовать в символическом обряде, просто не нарушая своих ограничений (например, выпекать постные блины).
4.2. Религиозный аспект
Некоторые православные могут быть против введения новых «языческих» дат. Однако если рассматривать это как элемент фольклора, а не «противопоставление» христианству, никто не запрещает семейный праздник. В конце концов, народная культура богата на подобные «дополнительные» даты.
5. Практические рекомендации: как отметить 16 марта
- Очистите дом: с утра протрите углы, уберите зимние декорации, проветрите комнаты.
- Соберите семью на «заговённый обед/ужин»: пусть это будет уютное застолье, с символическими блюдами (например, блинами или пирогами).
- Произнесите слова прощания зиме: короткая фраза «Зиму благодарю, весну приглашу!» или что-то в этом духе.
- Если есть возможность: сделайте маленькую соломенную куклу и сожгите её на улице (если не нарушаете никаких противопожарных норм). Или отнесите куда-то к речке, «отпустив» по воде.
- Напишите планы на весну: это может быть элемент «магии малых дел», где вы символически фиксируете, какие изменения хотите воплотить в тёплый сезон. Считается, что в дни «заговления» намерения «укореняются» сильнее.
6. Сомнения в исторической аутентичности
Как уже отмечалось, «Воскресное Заговление» 16 марта не имеет серьёзной историко-этнографической поддержки, не встречается в классических исследованиях (Костомаров, Рыбаков, Афанасьев и т. д.). Скорее, это некая «новодел», возникающий в кругах современных фольклорных энтузиастов, пытающихся логически встроить «минорные» обычаи в календарь.
Но отсутствие «официального» статуса не делает его бесполезным. Многим нравится сама идея «ещё одного радостного повода» отметить переход сезона и поблагодарить зиму. Культура — это вещь живая, и если сообщество принимает какую-то новую/старую традицию, она продолжает жить.
7. Значение праздника в современном мире
7.1. Психологическая поддержка при смене сезона
Смена зимы на весну — непростой период, люди могут сталкиваться с авитаминозом, перепадами настроения, усталостью после длительного холода. Любая позитивная церемония (пусть небольшая) может поднять боевой дух, напомнить о возрождении природы, растущем свете.
7.2. Возрождение интереса к народной культуре
Широкое информирование о «забытой» (или реконструированной) дате 16 марта стимулирует интерес к корням, предкам. Люди читают об обрядах, узнают про «заговление» — не важно, подтверждённое или «новое». В итоге расширяется кругозор, возникает диалог с фольклорным наследием.
7.3. Семейная традиция
Если в вашей семье нет особых обрядов, но вы хотите создать «новую» семейную традицию — почему бы не сделать 16 марта «днём блинов и итогов зимы»? Это может стать доброй привычкой. Дети будут помнить, что каждый год в этот день есть «маленький праздник», когда все собираются вместе, улыбаются зиме и встречают весну.
8. Заключение
Итак, «Славянский праздник 16 марта: Воскресное Заговление» — явление неоднозначное в плане исторической достоверности, но при этом потенциально ценное с точки зрения сохранения и обновления народных традиций. Он отражает идею «окончательного прощания» с зимой, перехода к весне, небольшой «заговённый» день, когда ещё можно устроить дружеское застолье и выполнить символические обряды.
В наше время, когда мы всё больше оторваны от сезонных ритмов, подобные даты помогают восстановить связь с природой, ощутить радость от постепенного потепления, от появления первых проталин и пробуждения земли. Даже если этот праздник не имеет глубокой исторической канвы, сам по себе акт его проведения может стать ценным семейным или дружеским событием, несущим атмосферу любви, поддержки и продолжения культуры.
Следует помнить, что каждая традиция — результат долгих трансформаций и смешения обрядов. Если «Воскресное Заговление» 16 марта находит отклик в сердцах людей, нет ничего плохого в том, чтобы поддерживать его в частных или общественных мероприятиях. Главное — соблюдать уважение к предкам и осознанность: этот праздник — ещё одна нить, связывающая нас с богатой мозаикой славянского наследия.
Отзывов: 0 / Написать отзыв