В кельтской (особенно ирландской) мифологической традиции немаловажное место занимает загробный мир. В отличие от античных или семитских представлений, у кельтов нет «официального» бога смерти вроде Аида/Плутона или Моты, который всецело властвовал бы над царством мёртвых. Тем не менее, в ирландских сагах встречается загадочная фигура, известная как Донн (Donn), часто описываемый как «владыка» или «хозяин» тех, кто умирает, и покровитель некоего Тех Дуинн (Tech Duinn) — «дома Донна», где, по преданиям, души обретали последнее пристанище.

Кто же такой Донн? Почему именно он оказался связанным с загробным миром в ирландских легендах, и чем это отличает его от других фигур (например, Мананнана мак Лира или других «посмертных» персонажей)? В данной статье мы обсудим образ Донна, его роль в ирландском (кельтском) пантеоне и почему именно его почитали или упоминали как «встречающего» души после смерти. Также разберём, откуда идут упоминания о «доме Донна» на скале у юго-западных берегов Ирландии, какое значение это имело для мореплавателей, и какой вообще концепт «загробного мира» формировался у древних кельтов.

Сразу оговоримся: кельтские представления о жизни после смерти были неоднородны, так как большинство письменных свидетельств (ирландские саги, тексты) появилось уже в христианский период (VIII–XII века). Однако на основании археологии, поздних легенд и сравнительных исследований можно нарисовать общую картину, в которой Донн занимает особое место как «первый предок» или «тёмный лорд» потустороннего мира.

1. Общий обзор кельтского загробного мира

1.1. Кельтское представление о смерти

Согласно римским и греческим авторам (Цезарь, Лукан, Диодор Сицилийский), древние кельты (особенно галлы) верили в реинкарнацию или перенесение душ, были убеждены, что смерть — лишь переход в другую форму жизни. В случае Ирландии саги упоминают Так называемое «Иной Мир» (Otherworld): «Маг Мел», «Тир на н-Ог», «Тир на Мбо», где души могут пребывать в блаженстве. Однако этот «Иной Мир» — не всегда мир мёртвых, а часто мир «волшебных людей», сидов, фей.

Для самих умерших иногда упоминалось, что они могут отправляться к неким «божествам» или подземным (подводным) обителям. Здесь на сцену выходит Донн. Он, возможно, не был столь «всеохватывающим» персонажем, как в греческой мифологии Аид, но всё же часто упоминается как «первый смертный» или «владыка», к которому уходят души.

1.2. «Tech Duinn» — дом Донна

В ирландских текстах и фольклоре есть упоминание «Tech Duinn» (читается как «Тех Дуинн» или «Тэ Дунн»), что можно перевести как «Дом (Доминион) Донна». По легендам, это место расположено на скале или островке (Bull Rock или подобное) у юго-западного берега Ирландии. Считалось, что после смерти души ирландцев направляются туда, к Донну, перед тем как войти в дальнейшую посмертную обитель.

Таким образом, Донн в некоторых мифах предстает как «отец» или «прародитель» ирландского народа (Гаэлы), который первым пришёл на эти берега и погиб, обрёл там свой могильный приют и стал «хозяином» умерших. Отсюда и формируется представление о нём как о «короле мёртвых» или «владыке загробного мира».

2. Персона Донна: происхождение и функции

2.1. Мифические источники и параллели

Имя «Donn» может означать «тёмный, коричневый» на староирландском. В одном из мифов Донн — предок (обладает статусом «первого гаэла», высадившегося в Ирландии, но погибшего во время шторма). Из этого сформировалось убеждение, что «все гаэлы идут после смерти к Донну», так как он является их изначальным родоначальником, а его дом стал «порталом» в иной мир.

Другие параллели указывают, что Донн может выступать в функции сходной с Морриган, Мананнаном (хотя Мананнан — морской бог, а Донн более именно «властитель мёртвых», но иногда их роли пересекаются).

2.2. Донн как «чёрный бог» vs. «Белый бог»?

Есть гипотеза (не особо подтверждённая академически), что Донн — это темное воплощение, «черный аспект», параллель к Lug (Луг) как светлому божеству. Но в основном в источниках Донн не столько бог, сколько «первый предок, ставший владыкой смерти». Однако в современной неоязычной интерпретации его часто называют именно «богом смерти» или «богом загробного царства», по аналогии с другими индоевропейскими пантеонами.

3. Основные легенды о Донне

3.1. Рассказ о Мильских гаэлах

В «Lebor Gabála Érenn» («Книга захватов Ирландии») упоминается, что потомки Миля (миlésians) прибыли в Ирландию. В этом цикле Донн был одним из их лидеров. Однако он погиб у юго-западного берега из-за проклятия или шторма, и его дух поселился на скале, называемой «Тех Дуинн». Считается, что из-за этого все потомки Миля после смерти идут к Донну.

Это легенда формирует представление, что ирландский народ «принадлежит» Донну после смерти. А скала, где он обитает, — портал в потусторонний мир.

3.2. Праздничные обходы

В некоторых локальных поверьях (уже сильно позднейших) упоминалось, что в определённые дни (может, на Самайн) люди могут «вызывать» Донна, чтобы попросить благословение предков. Но это не общепризнанная часть кельтской (ирландской) мифологии, а скорее неоязычное добавление.

4. Почему кельты (ирландцы) боялись Донна?

4.1. Страх смерти и загробного суда?

Хотя мы не имеем прямого упоминания о «суде» Донна (в отличие от, скажем, судей мёртвых в греческой традиции), сам факт, что «после смерти душа идёт к Донну», может вызывать тревогу. Люди, живущие у побережья, видели этот скалистый «Дом Донна», окутанный туманом и бьющимися волнами, воспринимали его как зловещее место.

4.2. Суеверный страх перед «днём перехода»

Кельтский народ воспринимал загробный мир не как ад, но как иной мир «сидов». Однако Донн мог представляться как суровый владыка, принимающий души, упрятывающий их в Тех Дуинн безвозвратно, что внушало почтение и страх. Возможно, из-за близости к морю и частых штормов в тех краях, «приближение к скале Донна» (в метафорическом смысле) для моряка ассоциировалось с гибелью в пучине.

4.3. Роль «тёмного предка»

В некоторых интерпретациях, если Донн — «тёмный родоначальник», то боязнь может быть связана с тем, что он «отбирает» души. При этом народ признаёт, что «Мы все — его дети», но всё же страх «окончательного возвращения» к Донну отождествляется со смертью, чего человек подсознательно опасается.

5. Какое место Донна в сравнении с иными кельтскими «богами смерти»?

5.1. Сравнение с Мананнаном мак Лир

Мананнан мак Лир (Manannán mac Lir) — морской бог, у которого есть магический корабль, плащ, дающий невидимость, и связанный с путешествиями в иные миры. Хотя порой он выступает как проводник душ, но не является прямым «владыкой мёртвых». Донн, напротив, обычно назван именно хозяином «дома мёртвых».

5.2. Параллель с Dis Pater у Цезаря

Цезарь в «Записках о Галльской войне» писал, что галлы утверждали, будто происходят от «Dis Pater» (римское имя бога подземного мира). Возможно, «Dis Pater» у галлов был аналогом Донна. Это подтверждает версию, что «первый предок, владеющий миром мёртвых» вполне соответствовал «дис патеру» в римской интерпретации.

6. Обряды и ритуалы, связанные с Донном (по реконструкциям)

6.1. Почитание на Самайн?

Самайн (31 октября–1 ноября) у кельтов — время, когда границы между живыми и мёртвыми тонки. Логично предположить, что в этот день могли вспоминать Донна, принося жертву (хлеб, напитки) в его честь, чтобы почтить предков. В ряде неоязычных практик действительно «упоминают Донна» в Самайн, говоря, что он открывает ворота для душ.

6.2. Молитвы моряков

Известно, что моряки, отправляясь в плавание, могли бросать монеты в море у юго-западных берегов, призывая Донна «не забирать их души». Хотя прямых исторических свидетельств мало, некоторые фольклорные сюжеты косвенно указывают на «опасность» от Дома Донна для тех, кто погибает в шторме. Так что возможно, такие ритуалы существовали.

6.3. Современные неоязыческие практики

Ряд современных кельтских (ирландских) неоязычных общин проводят небольшой ритуал: в день памяти предков (Самайн или другой) зажигают свечу, вспоминая Донна как «врата к предкам». Либо в имени Донна видят «хранителя кровной памяти» гаэльской нации.

7. Легенды и предания о Tech Duinn

Tech Duinn («Дом Донна» или «Особняк Донна») — это скала/остров (Bull Rock, Horse Rock, Deenish?), где бушуют волны Атлантики у берегов графства Керри (Юго-Запад Ирландии). По легенде, когда душа ирландца умирает, она идет к берегу, на этот остров, а оттуда уходит в другой мир.

Многие моряки (по традициям) бросали в сторону этой скалы куски торфа, кусочек хлеба, говоря короткую приговорку, чтобы «успокоить» Донна, «повелителя» шторма и души. И хотя достоверность конкретных текстов сомнительна, сама идея скалы как портала была распространена в фольклоре.

8. Донн в современном мире

8.1. Возрождение интереса

Как и прочие аспекты кельтской мифологии, Донн получил второе дыхание в эпоху неоязыческих движений (Celtic Reconstructionist Paganism). Люди пишут статьи, проводят ритуалы на берегах, обращаясь к Донну как к «предку-основателю» ирландского народа, хранителю мёртвых.

8.2. Психологическое и литературное отражение

В литературе (романы фэнтези) Донн может фигурировать как «тёмный повелитель», «бог смерти». Психологически он олицетворяет архетип «тень-праотца», «глубину памяти рода». Для некоторых это даёт модель работы со страхом смерти, генеалогическим осознанием.

8.3. Использование в туристической индустрии

В некоторых регионах Ирландии (Керри, Корк) экскурсоводы упоминают «скалу Донна» как мистическое место, окрашивая его легендами. Путешественники, интересующиеся кельтской культурой, могут побывать рядом, хотя высадка туда сложна (штормовые воды).

9. Ответ на вопрос: Кто правит загробным миром у кельтов?

Кельты (ирландцы) не имели «монополизированной» фигуры, как греческий Аид. Загробный мир, по их представлениям, мог быть многослоен. Однако Донн часто называется «первым» кто принимает души, властвует в неком «доме» (Tech Duinn). Это формирует образ, будто Донн — «владыка мёртвых», «отец после жизни».

В мифологических терминах:

  1. Manannán mac Lir ведёт души в иной мир? — Да, но не правит смертью.
  2. Морриган — богиня войны и смерти, но её функции ориентированы на поле боя.
  3. Донн — хранитель, где души останавливаются, «конечная точка».

Таким образом, если отвечать коротко: в ирландской традиции Донн выступает как некий хозяин (особенно для гаэльской части), к кому уходят умершие, так что его можно назвать «правителем загробного мира», хотя эта роль варьируется в разных источниках.

10. Заключение

Легенды о Донне — часть ирландского (кельтского) мифологического наследия, показывающего богатство и многослойность представлений о жизни после смерти. Донн, будучи, возможно, «первым гаэлем», погибшим на берегах Ирландии, превратился в владыку загробного мира, имеющего свой «дом» (Tech Duinn) на скалистом острове. Это место приобрело мистическое значение: мол, каждая ирландская душа, покидая мир живых, попадает сначала к Донну.

Почему кельты (особенно ирландцы) могли бояться его? Страх связан с идеей неизбежности встречи с ним, символизирующей конец земного пути и «вход» в потустороннее. Но это и глубинное уважение к фигуре «прародителя», «тёмного отца», державшего ключи от пути за горизонт жизни. Сегодня Донн привлекает внимание неоязычников, литераторов, любителей истории, позволяя ближе прикоснуться к таинственной и немного мрачной стороне кельтского мышления о смерти и роде.

Таким образом, «кто правит загробным миром у кельтов?» — ответ может звучать так: Донн правит ирландской посмертной обителью, по крайней мере в одной из версий мифологии, где он встречает души умерших и хранит «порог» между жизнью и вечностью.


Отзывов: 0 / Написать отзыв
Написать отзыв
Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв