В пантеоне скандинавской (германо-северной) мифологии фигурируют асы и асыни (богини), часть из которых широко известна (Фрейя, Скади, Фригг), а часть — менее популярна, но оттого не менее интересна. Одной из таких менее «раскрученных», но значимых фигур считается Гефьон (Gefjon, Gefion), чьё имя упоминается в «Младшей Эдде» Снорри Стурлусона и ряде иных средневековых текстов. Главная история, с которой Гефьон вошла в легенды, — её хитроумная «кража» или «сотворение» части земли у шведского короля Гюльфи (Gylfi), в результате чего в мире появилось датское островное владение, а в Швеции образовалось озеро.

В современной культуре (включая Данию) часто можно встретить упоминания Гефьон как «богини-пахарки», которая создала датский остров Зеланд (Sjælland). Существуют статуи (например, знаменитый фонтан в Копенгагене), памятники, отражающие сюжет: Гефьон запрягает в плуг своих сыновей-быков, и, выжав из земли большой кусок, перемещает его, обретая новую территорию для датчан. Этот миф, на первый взгляд, легковесный, но на самом деле он отсылает к богатым символическим пластам: о союзе богини с землёй, об освоении пространства, о хитром соглашении богини с королём людей, а также о плодородии и власти женской магии.

В данной статье мы рассмотрим, кем является Гефьон в скандинавской религии, что рассказывают основные источники (Снорри, саги), как она связана с идеей «сотворения земли», а также почему скандинавские мифы уделяют ей особую роль как богине, которая сумела «перехитрить» смертных, завоевав новую землю для богов или «новых поселенцев». Также упомянем, как этот миф трактовался и интерпретировался в контексте древней географии и политической мифологии, и какую роль Гефьон может играть в современном восприятии северного наследия.

1. Происхождение и упоминания о Гефьон в источниках

1.1. Младшая Эдда Снорри Стурлусона

Главный письменный источник, описывающий историю Гефьон, — это «Младшая Эдда» (или «Прозаическая Эдда»), составленная Снорри Стурлусоном в начале XIII века. В «Gylfaginning» (часть «Младшей Эдды»), Снорри пересказывает миф о короле Гюльфи (Gylfi), правителе Швеции, который, чтобы испытать силу асов (богов), сам отправлялся в Асгард под видом простого странника. Но прежде он встретил Гефьон, которая была богиней или асиньей, и предложил ей взять столько земли в Швеции, сколько она сможет вспахать за один день и одну ночь.

Гефьон отправилась, превратила своих четырёх сыновей, рождённых от великана, в быков и таким образом вспахала огромный кусок земли, «вытащив» его и оттащив в море. На месте вырезанного куска образовалось озеро, а сам «кусок» стал островом Зеланд (Sjaelland) в Дании. Затем она поставила этот кусок рядом с другими датскими островами, и там люди заселились.

1.2. Является ли Гефьон асиней, ваной или великаншей?

В разных источниках Гефьон называют асиньей (богиня из рода асов) или «дева из асов». Однако в некоторых упоминаниях прослеживается связь с великанами (хотя у неё дети-быки от великана). Возможно, она родом от ванов, либо была самостоятельной богиней плодородия. Но однозначных сведений нет. Снорри упоминает её в ряду асиньей, наряду с Скади, Соль, Ринд и прочими.

1.3. Сага о «первой заселённой земле»?

Саги (например, «Ynglinga saga») иногда тоже косвенно упоминают историю с Гефьон, когда описывают самые ранние миграции божественных существ или героев, отвоёвывавших землю у местных королей. Тем самым миф о «Пахоте Гефьон» стал своеобразной этнологической притчей: богиня даёт землю датчанам, а Швеция теряет часть своей территории.

2. Гефьон как богиня плодородия и магии

2.1. Ассоциации с пахотой и быками

В самой истории Гефьон показана как «женщина-пахарь», которая запрягает своих сыновей, принявших облик быков. Это ярко отражает аграрную символику: плуг (жернова) — символ плодородия, земля, «обработанная» божественным способом, и быки — традиционные тягловые животные. Но тут они — сыновья Гефьон от великана, что придаёт событию сверхъестественный масштаб: такой бык способен вырвать колоссальный участок земли.

2.2. Хитрость и женская сила

Помимо плодородия, Гефьон демонстрирует хитрость: король Гюльфи, возможно, не ожидал, что она будет настолько могущественна, чтобы вырезать огромный кусок из шведских земель. Это роднит Гефьон с другими «хитрыми» божествами (Локи, Один), но в её случае это «созидательная» хитрость: она создаёт новый остров, тогда как Локи чаще разрушает.

2.3. Связь с девственностью?

Снорри где-то упоминает Гефьон как «деву», говорящую о том, что «все умершие девы попадают к ней» (Saxon Grammar?). Есть интерпретация, что Гефьон может быть покровительницей девственниц, но это спорный момент. Некоторые учёные видят это как позднее христианское осмысление.

3. Почему говорят «Гефьон сотворила землю»?

3.1. Легенда о Зеланде (Sjælland)

В «Прозе Эдды» описывается, что Гефьон, выпахав землю из Швеции, отбуксировала её на запад, образовав остров, который назвали «Zeland» (Seland, Sjælland) — главный остров Дании, где расположена Копенгаген. На месте, откуда вынули землю, в Швеции образовалось озеро. В одних вариантах мифа это озеро Вэнерн (Vänern), в других — Меларен (Mälaren).

Такая «топонимическая» история очень типична для скандинавских легенд: попытка объяснить форму озера и острова в географическом ключе, приписывая это божественной пахоте. Эта легенда даёт право утверждать, что «Гефьон сотворила (кусок) земли», перенесла его из Швеции, «прилепила» к Дании.

3.2. Параллели с иными мифами о создании земель

Подобные сюжеты (вырывание части земли) можно встретить и в других культурах. Но в контексте скандинавско-германском мире это почти уникально. Иногда сравнивают миф о Гефьон с греческими мифами об обманах богинь, но на самом деле здесь ярко выражен «пахотный» аспект, подчеркивающий магическую силу земледелия и «женской» божественной энергии.

4. Гефьон в современном восприятии

4.1. Фонтан Гефион в Копенгагене

Самый яркий пример присутствия Гефьон в современной культуре — это Фонтан Гефион (Gefionspringvandet), расположенный в Копенгагене, на набережной Лангелини (рядом с церковью Святого Албана). Создан в начале XX века датским скульптором Андерсом Бунгарном (Anders Bundgaard), даром фонда Карлсберг городу. Фонтан изображает Гефьон, управляющую четырьмя быками, которые вырывают землю. Этот памятник стал символом мифа о создании Зеланда и олицетворяет саму суть легенды: могущественная богиня, чьи быки вспахивают огромный пласт земли.

4.2. Родноверие и неоязычество

В неоязыческих кругах, где практикуют возрождение скандинавской религии (Ásatrú, Odinism), Гефьон почитается как асинья плодородия, магии, защита девственности/чистоты, покровительница тех, кто занимается «созидательными» магическими практиками. Хотя она менее известна, чем Фрейя или Скади, всё же время от времени появляются группы, призывающие Гефьон в обрядах, связанных с земледелием или свадьбами.

5. Толкование мифа о Гефьон

5.1. Сакральная пахота и женская мощь

Одна из интерпретаций указывает, что история Гефьон — это метафора «женской творческой силы». Она, как мать-«пахарь», с помощью быков (сыновей), создаёт для народа новую землю. Это отражает архетип: **женщина даёт начало», даже если это «земля», и, используя мудрость и магию, получает выгоду в переговорах с мужчинами (король Гюльфи).

5.2. Политико-географический миф

Для Дании и Швеции миф служил геополитическим объяснением, почему Зеланд «по форме» похож на некую часть шведской местности (озеро). Это способ легитимировать принадлежность острова к Дании: «Мы получили его по божественной сделке».

5.3. Мотив обмана и хитрости

Подобно сюжетам, где Локи или Один обманывают великанов, здесь Гефьон выступает обманщицей: король Гюльфи не ожидал, что она окажется столь сильной колдуньей. Тем самым скандинавские мифы вновь иллюстрируют идею, что боги — не просто благие: они часто обходят смертных своей мудростью.

6. Почему Гефьон вызывала уважение (и немного страх)?

Хотя Гефьон не так «воинственна», как Фрейя, и не так «верховна», как Фригг, она всё же внушала уважение благодаря:

  1. Магической силе: способность превращать своих сыновей в быков, распахать огромный пласт земли.
  2. Хитрости: обошла короля, получив гораздо больше земли, чем он предполагал.
  3. Самостоятельности: в мифах она показывает независимость, действуя сама, не опираясь на помощь Одина или Тора.

Возможно, люди, знавшие эту историю, ощущали «легкий страх» перед подобной волшебной богиней, ведь она способна взломать саму географию мира ради своей цели.

7. Гефьон как покровительница девушек?

В одном из отрывков (Snorri Sturluson, Gylfaginning) упоминается, что все умершие девушки (девственницы) идут к Гефьон. Это наводит на мысль, что она могла быть покровительницей незамужних дев, защищая их судьбы. Однако дальнейших разъяснений маловато. Возможно, это просто ещё одна грань её образа «матери-девы», подобная некоторым чертам Фрейи или Скади.

8. Современная символика и использование

8.1. Статуи и сувениры

Помимо Фонтана Гефион в Копенгагене, можно найти небольшие статуэтки (сувенирные) с её изображением. Туристы часто покупают такую фигурку, как символ датского острова Зеланд.

8.2. «Gefion» в литературе и искусстве

Имя Гефьон иногда появляется в романах фэнтези, песнях скандинавских фолк-групп, где её возвеличивают как «создательницу земель» и «магическую пахарку». Это придаёт мифу живой интерес.

8.3. Ритуальные практики (неоязычество)

Некоторые Ásatrú-группы проводят небольшие обряды, в которых призывают Гефьон, прося о плодородии, помощи в приобретении земель или просто «творческой силе». Могут делать символические «пахотные» жесты или подношения зерна, мёда, молока в честь богини.

9. Итог: что значит «Гефьон сотворила землю»?

Таким образом, когда говорят «Гефьон сотворила землю», обычно имеют в виду конкретную историю: Гефьон вырвала большую часть шведской территории и создала остров Зеланд (Sjælland) в Дании, обманув короля Гюльфи, и заполнив пустое место в Швеции водой, образовав озеро (Вэнерн или Меларен). Это, конечно, мифологическое объяснение географии, которое показывает:

  1. Могущество магии (способность богини осуществлять глобальные изменения в ландшафте).
  2. Роль хитрости: король не думал, что она сможет взять так много земли, а она воспользовалась своими гигантскими сыновьями-башками.
  3. Созидательную женскую энергию: обычно пахота ассоциируется с мужчинами, но здесь именно богиня выступает пахарем.

Таким образом, Гефьон становится символом того, что даже в пантеоне, где много «мужских воителей» (Тор, Один, Тюр), существует женская сила, способная изменять саму земную форму.


Отзывов: 0 / Написать отзыв
Написать отзыв
Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв