В скандинавской мифологии, дошедшей до нас из «Старшей Эдды» и «Младшей Эдды», образ волка занимает особое место. Мы встречаем целый ряд могущественных волков, играющих судьбоносную роль в Рагнарёке (конце мира асов): Фенрир (Fenrir), его «отпрыски» или «родичи» Хати (Hati) и Сколь (Sköll). Для древнескандинавского сознания волк олицетворял дикость, первобытную силу, угрозу порядку, но одновременно и некую «неизбежность» в космической драме.
В данной статье мы рассмотрим:
- Кто такой Фенрир, почему он настолько опасен даже для богов.
- Роль Хати и Сколя как преследователей солнца и луны, их значение в постоянном космическом преследовании.
- Как эти трое волков связаны с Рагнарёком и почему именно они «изменят мир», принеся разрушение и переформатирование космоса.
- Современное восприятие: как эти образы живут в массовой культуре (литература, игры, неоязычество) и какие уроки из них можно извлечь, понимая философию скандинавских мифов.
1. Фенрир: волк, которого боялись асы
1.1. Происхождение и семья
Фенрир (Fenrir), также называемый «Фенрисульф» (Fenrisúlfr), — один из ужасных детей бога-шута Локи и великанши Ангрборды (Angrboða). Его «сиблингами» являются Ёрмунганд (Мировой змей) и Хель (богиня мёртвых). Такой «зловещий» род даёт понять, что Фенрир — существо чрезвычайно опасное для богов-асов.
1.2. Попытки асов сдержать Фенрира
Саги рассказывают, что асы, осознав потенциальную угрозу от растущего волка, попытались сковать его: сначала грубой цепью, которая оказалась ему «по зубам», затем другой, но Фенрир её порвал. В конце концов обратились к гномам (или альвам), и те выковали особую магическую цепь Глейпнир (Gleipnir) из шести мистических ингредиентов: шума кошачьих шагов, женской бороды, корней гор, жилы медведя, рыбьего дыхания, птичьей слюны. Эта тонкая, как шёлк, нить сковала Фенрира так, что он не смог освободиться.
В момент сковывания возник опасный эпизод: Фенрир потребовал, чтобы бог Тюр положил ему руку в пасть, как залог честности. Когда асы всё-таки обманули волка (не стали развязывать) — Фенрир откусил руку Тюра. Так был достигнут компромисс: Фенрир сидит скованный в трёх «круговых» узах (в т. ч. Глейпниром) до Рагнарёка.
1.3. Роль Фенрира в Рагнарёке
В Рагнарёке, то есть в конце мира богов, Фенрир освобождается от пут, двигаясь на Асгард вместе с йотунами и другими чудовищами. Предсказано, что Фенрир убивает Одина (верховного аса), поглощая его. Но затем сын Одина, Видар, мстит, распоров пасть волку. Эта сцена — один из ключевых эпизодов Рагнарёка, указывающий, как «великий волк», от которого боги так боялись, действительно становится убийцей их верховного правителя, подтверждая рок (неминуемость судьбы).
2. Хати и Сколь: волки преследующие солнце и луну
2.1. «Волчья охота» на небесные светила
Хати (Hati) и Сколь (Sköll) часто упоминаются вместе. В скандинавских мифах говорится, что эти два волка постоянно гонятся (один за солнцем, другой за луной), стремясь «проглотить» их. Согласно «Прорицанию вёльвы» (Völuspá), успех этих волков в поедании светил наступает в момент Рагнарёка, когда солнце поглощено, наступает темнота, и мир погружается в хаос.
- Хати Hróðvitnisson — «ненавистный волк», сын Фенрира (т. е. внук Локи), охотится за Мани (Луной) по некоторым версиям.
- Сколь (Sköll) — иногда указывают, что он преследует Соль (Солнце).
По другим источникам бывает трактовка, что Хати гонится за Солнцем, а Сколь — за Луной, в разных текстах могут отличаться детали. В любом случае, каждый волк преследует одно из светил.
2.2. Символика затмений
Считалось, что когда происходит затмение (солнечное или лунное), это момент, когда волки почти «догнали» светило. Люди могли шуметь, бить в котлы, дабы «прогнать волков» и вернуть солнце или луну на небо. Эта традиция бить в барабаны при затмениях встречается в нескольких культурах, но в скандинавской мифологии она закреплялась образом Хати и Сколя.
2.3. Их роль в Рагнарёке
В конце времён (Рагнарёк) Хати и Сколь наконец успевают схватить Солнце и Луну, «пожирают» их, что приводит к мировой темноте, колоссальным катаклизмам. Это — один из предзнаменований гибели асов и всей космической структуры. Таким образом, эти волки — двигатели апокалипсиса, несут часть ответственности за разрушение мира.
3. Как волки «изменят мир»: символический контекст
3.1. Роль Фенрира в «смене эпох»
Убивая Одина, Фенрир уничтожает «главный столп» божественного порядка. Это символизирует слом старого миропорядка. Хотя сам Фенрир погибает после этого, его роль — катализатор конца эпохи. В новом мире, который восстанавливается после Рагнарёка, уже нет старой системы асов, значит, «волк» буквально «изменил» мир.
3.2. Хати и Сколь — конец солнечно-лунного цикла
Поглощение Солнца и Луны означает конец прежнего небесного порядка, что знаменует финальный хаос. Без светил — нет жизни. Но скандинавская мифология предполагает, что после Рагнарёка появится «новое солнце», дочь прежнего. То есть жертва не окончательна, но волки сыграли свою роль, «запустив» перезагрузку космоса.
3.3. Философия неизбежной судьбы
Скандинавский эпос говорит о роке (wyrd/ørlög), который не отменить даже богам. Волки-дети Локи — воплощение этого рока, и даже если асы пытаются их сдержать (сковывая Фенрира, пытаясь защитить Солнце/Луну от Хати/Сколя), всё равно наступает момент, когда они добиваются своей цели, уничтожая старый порядок. Это символизирует неотвратимость природных, космических циклов.
4. Взаимоотношение и происхождение (кратко)
4.1. Фенрир как отец?
Во многих редакциях мифов Хати и Сколь называются «сыновьями Фенрира» (а, следовательно, внуками Локи). Но в отдельных версиях они могут считаться тоже «сыновьями Локи» напрямую. Однако более распространена первая трактовка: «Hati Hróðvitnisson» и «Sköll Fenris**. Мать их не упоминается или указывается как гигантский волк женского пола.
4.2. Локи — первопричина
Поскольку Локи — отец Фенрира, косвенно он «прадед» Хати и Сколя. Отсюда линейка, что Локи породил «хаос», который в итоге «разрывает» мироздание при Рагнарёке. Но Локи не управляет ими напрямую; волки действуют по своему «предначертанию».
5. Изображения в искусстве и их влияние на популярную культуру
5.1. Средневековые камни и рунические символы
Достоверных средневековых изображений Фенрира мало. Есть Госфортский крест (Gosforth Cross) в Англии, где возможно сцены Рагнарёка, где волк может быть Фенриром, кусающим (или пожирающим) фигуру (может, Одина). Но чёткого изображения Хати и Сколя оттуда нет.
5.2. «Волчья» тема в современной культуре
В фэнтези, комиксах, играх (включая видеоигры, ролевые игры) образы Фенрира, Хати и Сколя часто используются. Например, в игре God of War (2018, 2022) встречаются упоминания волков, преследующих солнце и луну; в сериале «Vikings» могут появляться символические волки, в Marvel Comics — «Fenris». Это укрепляет их популярность.
5.3. Неоязыческие течения
Некоторые адепты Ásatrú или германо-скандинавского неоязычества с почтением или страхом относятся к Фенриру и его потомству, считая их воплощением разрушительного аспекта вселенной, но признавая, что без разрушения не бывает обновления. В обрядах волки могут выступать символом «чистой силы природы».
6. Отличие между Хати, Сколем и Фенриром
Если Фенрир — существо, конкретно враждебное асам, убивающее Одина, то Хати и Сколь сосредоточены на небесных функциях: преследуют солярно-лунные светила. Они не участвуют в битвах напрямую против асов (как Фенрир), а их «миссия» — «космическая охота». Однако в Рагнарёке все трое сходятся в общей волне разрушений:
- Фенрир на земле разрывает Одина.
- Хати и Сколь на небе уничтожают Солнце/Луну.
7. Как воспринять их историю в личном духовном или философском плане
Образ волка у северных народов — сильный архетип: волк может быть другом (союзник, тотем) или злейшим врагом (хищник). В контексте Фенрира, Хати и Сколя, волк ассоциируется с:
- Необузданной силой: достаточно мощной, чтобы сломать путы богов или «проглотить» солнце.
- Неизбежной судьбой: никакие цепи не удержат Фенрира вечно, никакие попытки богов не остановят Хати и Сколя — символ рока.
- Переменами: разрушение старого мира, чтобы новый родился.
Некоторые люди трактуют это как призыв смиренно принимать изменения, понимать, что мир — цикличен, и даже боги не вечны.
8. Краткий обзор «волчьих» эпизодов в «Старшей Эдде»
В «Старшей Эдде» (Poetic Edda) и «Прозаической Эдде» Снорри Стурлусона упоминается:
- «Прорицание вёльвы» (Völuspá) говорит о том, как «Солнце схватит волк, Луну — другой волк», а мир погрузится во тьму.
- «Gylfaginning» (часть «Младшей Эдды») описывает Фенрира, его сковывание, откусывание руки Тюра, пророчество, что он убьёт Одина.
- В «Сколе скальдов» (Skáldskaparmál) тоже упоминаются волки, преследующие небесные тела.
Это формирует цельное понимание «волчьей» угрозы для небесного и божественного порядка.
9. Изменят ли эти волки мир?
Да, в концепции Рагнарёка они действительно «изменят» мир:
- Фенрир истребляет Одина, лишая мир мудрого правителя, что окончательно рушит старую космическую иерархию.
- Хати и Сколь пожирают солнце и луну, погружая вселенную в мрак, позволяя силам хаоса (ётунам, огненным великанам) разгуляться.
После этого наступает возрождение (солнце заменяется «дочерью»), уцелевшие боги (Балдр, Хёд, сыновья Тора) строят новый мир. Но старый действительно «сменяется» во многом благодаря действиям этих волков.
10. Заключение
Фенрир, Хати и Сколь — это не просто «страшные монстры» из скандинавской мифологии, а важные и неизбежные участники космического процесса, в котором конец старого порядка даёт начало новому.
- Фенрир — волк, с самого рождения пугающий богов, но от которого нельзя избавиться: даже сковав волшебной нитью, асы знают, что это лишь отсрочка. В Рагнарёке он убивает Одина, тем самым вносит ключевой вклад в обновление вселенной.
- Хати и Сколь — вечно преследующие солнце и луну, воплощение того, что «день и ночь» не вечны, и в час Х (Рагнарёк) они захватят небесные светила, «съедят» их, наступит тьма. Это символизирует неизбежность перехода, хаоса, за которым (согласно пророчествам Эдд) придёт новое солнце.
Таким образом, скандинавская мифология даёт нам впечатляющие образы волков, «изменяющих мир» путём уничтожения и «перезагрузки» космического строя. В современной культуре (литература, игры, неоязычество) они олицетворяют рок, силу природы, «темное зеркальное» отражение цивилизации — напоминают, что никто и ничто не могут стоять вечно на пути судьбы.
Как бы мы ни относились к этим мифам — с точки зрения простого интереса к древним сказаниям или вдохновляясь ими в творчестве, — образы Фенрира, Хати и Сколя остаются одной из самых впечатляющих частей северного эпоса, раскрывающих идею «всеобщей уязвимости» богов перед волками, воплощающими дикое, первобытное — и столь же роковое для старого мира.
Отзывов: 0 / Написать отзыв