В число самых загадочных и притягательных символов, встречающихся в славянских культурах, обычно включают свастические (солярные) знаки, отражающие преклонение перед Солнцем, идею вечного круговорота света и тьмы, дня и ночи, лета и зимы. Одним из наиболее распространённых названий таких символов у славян считается «Солнцеворот». Он относится к обширной группе «солярных» или «свастичных» узоров, которые можно найти в вышивках, резьбе по дереву, на металлических украшениях и даже в некоторых археологических находках. Но какой именно глубокий смысл несёт Солнцеворот, откуда он возник, как употреблялся в обрядах, и какую роль играет в современном понимании родной культуры?

В данной статье мы подробно рассмотрим происхождение, варианты и мифологические функции Солнцеворота, а также коснёмся вопроса его «двоюродного» сходства с другими свастичными символами у разных индоевропейских народов. Мы проследим, как «солнцеворотные» знаки вписывались в обережную, космологическую и календарную символику славян, и узнаем, как этот орнамент, пройдя через века христианизации и советского периода, сегодня вновь обретает популярность в неоязыческих кругах и этническом возрождении.

1. Что такое Солнцеворот?

1.1. Определение и визуальный облик

Солнцеворот — это один из видов солярных (солнечных) символов, который, как правило, выглядит как свастика или свастичный крест, где лучи могут закручиваться в правую (солнцеворот «правосторонний») или левую (левосторонний) сторону. Часто встречается вариант с четырьмя загнутыми концами, но бывают более сложные формы, включая восемь лучей или дополнительные узоры-«завитки».

Само слово «солнцеворот» указывает на перемены направления солнечного пути — на «поворот Солнца» в солцестоянии (зимнем или летнем), а значит, символ тесно связан с астрономическими событиями и пониманием цикличности времени. В русском (и иных славянских) орнаментах данное изображение иногда называли «коловрат», «грозовик» или «сваор».

1.2. Исторический фон использования свастичных знаков

Свастичный орнамент — не уникальная черта славян; он встречается у множества древних культур (Индия, Иран, Греция, германцы). У индоевропейских народов такой символ всегда имел солярно-космические черты, ассоциировался с круговоротом солнца, мира, духа. В славянских археологических комплексах X–XII вв. иногда находят украшения, где просматривается крест с загнутыми лучами. Однако надо помнить, что прямые письменные подтверждения «солнцеворот» как названия той эпохи отсутствуют. Термин широко распространился в XIX–XX вв. у фольклористов и неоязычников.

1.3. Переосмысление в XX веке

К несчастью, свастичный символ был скомпрометирован нацистской Германией, взявшей свастику как эмблему. Однако в славянской (и в целом восточноевропейской) традиции свастика (коловрат, солнцеворот) имела изначально позитивные значения: символ солнца, жизненной силы, плодородия. В конце XX – начале XXI веков, на волне родноверческого движения, многие начали реабилитировать «солнцеворот» в качестве древнего оберега.

2. Корни и интерпретации «солнцеворота» у славян

2.1. Солярный культ

Для древнего земледельческого общества Солнце было важнейшим небесным светилом, регулирующим смену сезонов, от которого зависел урожай. «Солнцеворот» воспринимался как символ солнца, проходящего небесную колею, «поворачивающего» в точках солнцестояния: на Йоль (зимнее солнцестояние) и Литу (летнее солнцестояние). Полагают, что и «коляда», и «купала» были связаны с этими поворотами, а свастичный знак изобразил вращение солнечного диска.

2.2. Взаимодействие четырёх сторон света

Многие формы свастики имеют четыре «луча» – их можно связать со сторонами света (Восток, Юг, Запад, Север) и четырьмя временами года. Движение солнцеворота «по часовой стрелке» часто считалось «солнечным», созидательным, несущим благодать, а «против часовой» — «тёмным», разрушительным (хотя эти трактовки варьировались). Для славян могло существовать понимание, что правосторонний коловрат — символ бога Солнца (Даждьбог, Хорс), а левосторонний связан с потусторонними силами (Велес? Навь?).

2.3. «Солнцеворот» как метафора циклов

В славянской культуре год — это Коло года (колесо). Солнцеворот, вплетённый в вышивку, резьбу, керамику, мог означать признание вечного цикла рождений и смертей, обрядового обновления весной и осенью, победы света над тьмой и наоборот. Так, частые изображения на предметах быта подтверждают, что люди искали магическую поддержку «солнечного колеса», чтобы хозяйство процветало.

3. Формы и варианты славянских свастичных знаков

3.1. Коловрат, Солнечный крест, Грозовик, Свадебник

В русской фольклорно-обереговой терминологии (в основном собранной в XIX веке) встречаются разные названия свастичных орнаментов:

  • Коловрат: круг с расходящимися лучами (4–8).

  • Солнечный крест: круг с крестом внутри, лучи могут загибаться.

  • Грозовик: форма свастики, связанная с Перуном (громом).

  • Свадебник: двойной коловрат, иногда трактуется как союз женского и мужского начала.

Все они близки к идее вращения, крутящегося колеса. Термин «солнцеворот» может подразумевать любую из этих форм, где видно «движение» лопастей.

3.2. Число лучей: 4, 6, 8

Самая известная свастика — 4 луча. Но у славян в вышивках встречаются и 6-лучевые или 8-лучевые варианты (как коловорот). 8 лучей могут связать с восьмью большими праздниками Колеса года в современной интерпретации (Йоль, Имболк, Остара и т. д.). Однако исторически этот «8-спицевой» знак может быть в вышивках, резьбе, но строго научных подтверждений о «8-праздничной» системе у древних славян мало.

3.3. Правосторонние и левосторонние вращения

Некоторые авторы (особенно в родноверии) строго разделяют правосторонний (солнечный, созидательный) и левосторонний (ночной, разрушительный) коловрат. Другие считают, что это деление условно, и каждая форма имеет своё назначение: правый («ярило-коло») связан с ярким ростом, левый («тёмная» магия?). Достоверных источников, подтверждающих такую чёткую классификацию в древности, недостаточно. Но как эзотерическая идея это широко распространено.

4. Обрядовое значение «солнцеворота» у славян

4.1. Обереговая функция

Славяне, как и многие другие индоевропейцы, верили, что свастический символ отпугивает злых духов, «закручивая» негативные энергии, не давая им проникнуть к человеку. «Солнцеворот» на одежде, на дверях избы, на оберегах (колтах, браслетах) мог означать «просьбу» к богу солнца защитить семью, скот, урожай.

4.2. Праздники солнцестояния (зимний и летний)

Зимний солнцеворот (около 21–22 декабря) был связан с Коля-дой, возрождением Солнца после самой длинной ночи. Люди жгли костры, катали «солнечные колёса», пекли каравай в форме круга. Летний солнцеворот (июньское солнцестояние) связывают с Купалой: вечерние хороводы, прыжки через костры, купальские венки. Возможно, свастичный символ оживлялся в обрядах (например, украшали его лентами) как знак пика солнечной силы.

4.3. Символ на свадебных обрядах

В некоторых регионах свадьбу проводили под знаком «Свадебника», схожего с солнцеворотом: на рушнике вышивали этот знак, желая молодым вечного пути, непрекращающегося «колеса любви». В костюмах жениха и невесты могли быть «солярные» элементы, чтобы брачный союз был благословлен Солнцем и богами плодородия.

5. Магический и космологический аспект

5.1. Явь, Навь и Правь: трёхмирье

Некоторые современные родноверы связывают солнцеворот с троичной моделью мира: Явь (наш физический мир), Навь (мир мёртвых) и Правь (мир богов). Солнцеворот, с его закрученными лучами, символизирует вечное движение между этими сферами, а центром или осью выступает «ось мира» (мировое древо). Однако конкретная взаимосвязь, подтверждённая древними источниками, неясна. Это скорее современный эзотерический синтез.

5.2. Связь с богами: Даждьбог, Хорс, Перун

Солнцеворот нередко ассоциируют с богами солнца Даждьбогом или Хорсом. Также часть родноверов приписывает его Перуну (громовому богу), ведь «огненное вращение» напоминает колесо грома. В целом, солярные символы могли принадлежать любому богу, связанному со светом и огнём, но чёткого разграничения в исторических хрониках нет.

5.3. Движение жизни и смерти

«Солнцеворот» можно истолковать как кругооборот жизненных циклов: рождение (восход), расцвет (полдень), увядание (закат), смерть (ночь), и вновь возрождение. Для древних славян, часто соприкасающихся со смертью (военные набеги, болезни), это понимание замкнутого круга, где смерть не конец, а переход, давало спокойствие и упование на «вечное солнце».

6. Солнцеворот в современном неоязычестве

6.1. Родноверие и «солнечные обереги»

В родноверии (славянское неоязычество) солнцеворот (коловрат) стал одним из ключевых символов, наряду с «велесовым знаком» или «ладинами». Люди украшают одежду, нательные обереги, татуировками. Они верят, что знак помогает им восстановить связь с традициями предков, подчеркнуть идентичность.

6.2. Отождествление с национальным символом

Иногда «солнцеворот» используется как символ национального пробуждения. Однако, стоит отметить, что свастика часто вызывает противоречивые ассоциации из-за её использования нацистами. Родноверы подчеркивают отличие «правостороннего» славянского коловрата (солнечного, доброго) от «нацистской свастики», указывая, что у них совершенно разные культурно-исторические корни и смысл.

6.3. Ритуалы и медитации

Некоторые проводят «коловратные» медитации: рисуют восьмилучевой коловрат на земле, ходят по кругу с заклинаниями, призывая солнечную энергию. Или украшают алтарь символом, делая оферты богам солнца. Это уже авторские практики, обычно нацеленные на духовное обновление.

7. Наследие и значение сегодня

7.1. Оберег и культурный код

Те, кто использует «солнцеворот» в быту (на украшениях, вышивке, логотипах), видят в нём эмблему силы, успеха, духовного света. Но необходимо быть осторожным, учитывая возможность неправильных ассоциаций и негативного восприятия. Хорошо, когда люди понимают, что этот знак – часть славянской солярной традиции, а не экстремистская символика.

7.2. Точка пересечения мифов Европы

Миф о вращающемся кресте, выражающем ход солнца, существует у многих индоевропейских народов. Славянская версия «солнцеворот» лишь одна из ипостасей общемирового космического архетипа «вращающегося светила». Это напоминает нам о единстве культурных корней.

7.3. Эстетика и духовная связь

Помимо идеологического и исторического контекста, «солнцеворот» — просто красивый и динамичный орнамент. Художники, дизайнеры, мастера ремесла активно внедряют его в современный этностиль. Для многих это — возврат к природе, к циклам солнца, к внутренней гармонии с ритмом года.

8. Итоговое понимание «солнцеворота»

Солнцеворот – один из древних солярных символов, отражающий идею непрерывного вращения жизни и света, глубоко вплетённый в славянскую культурную ткань. Его историческое название может быть новым, но сам свастичный узор фигурировал в памятниках культуры, орнаментах, обрядах, связывая эпохи, образы бога Солнца, удачи, урожая и победы над тьмой.

Несмотря на искажение (нацистская свастика), «солнцеворот» возвращается в контекст неоязычества и фольклора, становясь знаком воссоединения с природой и древними традициями. Для тех, кто стремится почерпнуть мудрость из прошлого, данный символ служит оберегом, напоминанием о космическом ритме и циклическом обновлении. В мире, где темп и стресс неизбежны, обращение к «солнцевороту» может предложить точку опоры – образ вечного солнечного круга, дарующего надежду на возрождение после любой «зимней» ночи.

Таким образом, «Солнцеворот» остаётся не просто узором, а носителем глубокой связи с солнцем, с поворотами года и духовным обновлением. И хотя его точная роль в дохристианской славянской культуре может быть неоднозначна, сам по себе символ приглашает нас в путешествие к пониманию, как почитание солнца, коло года и танец света против тьмы всегда были сердцевиной народной души.


Отзывов: 0 / Написать отзыв
Написать отзыв
Пожалуйста авторизируйтесь или создайте учетную запись перед тем как написать отзыв